Токен: 2SDnjdcciqw

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

Токен: 2SDnjeZdLGq

Рекламодатель: ИП Печенюк Марина Александровна

ИНН/ОГРНИП: 391501720367/314392603600110

Сайт: https://stanber.com

Токен: 2SDnje5G9Yd

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

КомпьюАрт

2 - 2021

Аппаратные контроллеры для работы с Lightroom

Наверное, многих из тех, кто регулярно обрабатывает большое количество цифровых фотографий в Lightroom, не раз посещали мысли о том, что пользовательский интерфейс этой программы не является идеальным и неплохо было бы найти способ повышения эффективности работы.

Если говорить более предметно, то, работая в модуле Develop, приходится оперировать большим количеством настроек — цветовой температуры, коррекции экспозиции, уровней теней и светов, цветовой насыщенности, контраста и т.д. Каждый из этих параметров управляется отдельным элементом графического интерфейса (ползунком), который можно перемещать при помощи мыши (рис. 1). Таким образом, в процессе работы приходится постоянно переключать внимание с обрабатываемого изображения на палитры настроек, чтобы выбрать мышью нужный ползунок (или поле с числовым значением), а затем возвращаться к изображению, визуально контролируя воздействие производимых изменений. Кроме того, сами палитры занимают немалую часть экранного пространства, безжалостно отъедая его от рабочей области.

Рис. 1. Работая в модуле Develop программы Lightroom, пользователю
приходится оперировать большим количеством настроек

Рис. 1. Работая в модуле Develop программы Lightroom, пользователю
приходится оперировать большим количеством настроек

Если обрабатываемое изображение требует минимальной коррекции (например, его нужно только откадрировать, немного поправить экспозицию и/или баланс белого), то эти манипуляции не оказывают существенного влияния на продуктивность. Но когда для получения желаемого результата приходится задействовать большое количество регулировок, находя оптимальное значение каждой из них буквально на ощупь, то постоянное переключение внимания с изображения на палитры и обратно (плюс большое количество движений мышью) неизбежно приводит к снижению эффективности работы и, соответственно, увеличению затрат времени. Это становится особенно заметно, когда счет фотографий идет на сотни и тысячи.

Одним из вариантов решения описанной выше проблемы является использование специализированных аппаратных средств (контроллеров), которые обеспечивают более удобный и быстрый доступ к большому количеству настроек, позволяя разгрузить экран и сосредоточить внимание на обрабатываемом изображении. Сейчас уже сложно выяснить, кому первому пришла в голову мысль сконструировать подобное устройство и кто стал пионером в области практической реализации этой идеи. По большому счету, это и не важно, поскольку идея витала в воздухе. Важно то, что сейчас в продаже представлены серийные продукты, которые может приобрести любой желающий. Давайте посмотрим, что предлагают нам производители.

Loupedeck+

В настоящее время в линейке компании Loupedeck, основанной финским фотографом Микко Кести (Mikko Kesti), представлены три контроллера: Loupedeck+, Loupedeck Live и Loupedeck CT. В рамках этой статьи нам интересна модель Loupedeck+, поскольку именно она сконструирована специально для управления программой Lightroom.

Устройство выполнено в довольно компактном пластиковом корпусе и подключается к ПК по интерфейсу USB. На веб-сайте производителя доступны для загрузки драйверы и ПО для ОС Windows и MacOS.

В распоряжении пользователя Loupedeck+ (рис. 2) имеется большое количество кнопок. Функции некоторых из них определены изначально, остальные можно настраивать по собственному усмотрению. Чтобы свести к минимуму необходимость обращаться к штатной клавиатуре ПК, на панели Loupedeck+ продублированы модификаторы (Ctrl, Shift, Alt, Command), клавиша Tab и кнопки управления курсором. Также есть клавиши некоторых часто используемых функций редактирования (Copy, Paste, Undo и Redo).

Рис. 2. Контроллер Loupedeck+

Рис. 2. Контроллер Loupedeck+

Помимо кнопок у Loupedeck+ имеется большой вращающийся регулятор, распложенный с левой стороны, и дюжина вращающихся рукояток для управления цветовой температурой, уровнем светов и теней, насыщенностью и рядом других параметров.

В верхней части по центру расположена секция управления цветокоррекцией с восемью выстроенными в линию регуляторами, по устройству напоминающими колесико мыши. Над каждым из них установлена программируемая кнопка. С левой стороны от этой секции находятся три клавиши для переключения основных режимов коррекции (Hue, Saturation и Luminance).

Наряду с Lightroom эту модель также можно использовать для управления редактированием изображений, видео и звука в программах Adobe Premiere Pro CC, After Effects CC, Audition, Photoshop, а также Final Cut Pro X и некоторых других.

Розничная цена Loupedeck+ в России на момент написания этих строк (конец февраля 2021 года) составляет порядка 20 тыс. руб.

Monogram Creative Console

В отличие от описанного выше Loupedeck+, который изначально создавался для работы Lightroom, контроллер Creative Console, разработанный и выпускаемый компанией Monogram, является более универсальным решением. Он подходит не только для управления обработкой изображений, но и для монтажа видео, создания музыки и выполнения других задач.

В основу этой модели положен модульный принцип (рис. 3), благодаря чему пользователь может самостоятельно сконфигурировать контроллер, и приобретая нужные модули, и соединяя их в желаемом порядке наподобие конструктора.

Рис. 3. Контроллер Creative Console создан по модульному принципу

Рис. 3. Контроллер Creative Console создан по модульному принципу

В каталоге компании представлены пять модулей. Центральный модуль (Core) является обязательным элементом контроллера независимо от выбранной конфигурации. В нем находится интерфейс USB для подключения к ПК, и именно этот модуль обеспечивает подачу электропитания на все остальные. На верхней панели центрального модуля расположены экран небольшого дисплея и две клавиши для переключения режимов работы контроллера.

На модуле Orbiter (рис. 4) установлен большой чувствительный к силе нажатия сенсорный диск, обрамленный кольцом вращающегося регулятора (энкодера). Сенсорный диск Orbiter позволяет управлять перемещением или прокруткой по двум осям либо изменять значения двух параметров, один из которых ассоциирован с горизонтальной, а другой — с вертикальной осью.

Рис. 4. Один из вариантов использования контроллера Creative Console в минимальной
конфигурации (соединены модули Core и Orbiter)

Рис. 4. Один из вариантов использования контроллера Creative Console в минимальной
конфигурации (соединены модули Core и Orbiter)

Модуль Dial оснащен тремя вращающимися регуляторами (энкодерами). В каждом из них есть еще и кнопка, которая срабатывает, если нажать на рукоятку сверху.

На модуле Slider размещены три ползунковых регулятора (рис. 5). Их удобно задействовать для управления масштабированием, настройками кисти и другими параметрами.

Рис. 5. Модуль Slider

Рис. 5. Модуль Slider

И наконец, на модуле Essential Keys расположены три настраиваемые кнопки.

Модули скрепляются и фиксируются в нужной конфигурации при помощи мощных встроенных магнитов (рис. 6). На нижних панелях имеются специальные противоскользящие накладки. Подача питания и передача управляющих сигналов осуществляется через расположенные на боковинах разъемы с плоскими контактными площадками и подпружиненными штырьками. В составе одного контроллера можно объединить в общей сложности до 12 модулей.

Рис. 6. Один из вариантов конфигурации
контроллера Creative Console

Рис. 6. Один из вариантов конфигурации контроллера Creative Console

Настройка органов управления осуществляется при помощи фирменной утилиты Monogram Creator. В текущей версии есть готовые профили для работы с Adobe Lightroom Classic, Lightroom 6, Photoshop CC, Premiere Pro CC, After Effects CC, Audition CC, Illustrator CC и InDesign CC.

Существенным недостатком контроллера Creative Console является высокая цена. Например, комплект Traveler Console, в состав которого входят четыре модуля (Core, Dial, Slider и Essential Keys) обойдется примерно в 400 долл. А за комплект Master Console, включающий девять модулей (один Core, по три Dial и Orbiter, а также два Essential Keys), придется отдать уже почти 800 долл.

MIDI-контроллеры

Альтернативой описанным выше устройствам Loupedeck+ и Monogram Creative Console могут стать MIDI- контроллеры1. Одним из важных преимуществ такого варианта является возможность приобрести подходящее устройство по более демократичной цене — благо, сейчас в продаже представлено большое количество моделей, да и на вторичном рынке предложений достаточно много. Но здесь есть свои подводные камни.

Дело в том, что MIDI-контроллеры предназначены для управления музыкальными инструментами и звуковой аппаратурой, так что для наших целей подойдет далеко не каждая взятая наугад модель. Кроме того, потребуется специальное ПО, которое будет транслировать сообщения протокола MIDI в команды управления интерфейсом Lightroom. Давайте разберемся с каждым из пунктов по порядку.

Для начала вкратце о том, что же такое MIDI-контроллеры (рис. 7). Это специализированные периферийные устройства, обеспечивающие возможность управления звуковыми модулями, синтезаторами, а также программным обеспечением цифровых рабочих станций (DAW) при помощи аппаратных органов управления. Передача управляющих сигналов осуществляется по протоколу MIDI.

Рис. 7. MIDI-контроллеры Studiologic SL Mixface (сверху) и AKAI PRO LPD8

Рис. 7. MIDI-контроллеры Studiologic SL Mixface (сверху) и AKAI PRO LPD8

У подавляющего большинства современных MIDI-контроллеров имеются органы управления трех основных типов: кнопки, вращающиеся регуляторы с абсолютной или относительной шкалой и ползунковые регуляторы (фэйдеры). Есть модели, оборудованные органами управления всех трех перечисленных типов, но встречаются и другие варианты. Например, сейчас выпускаются MIDI-контроллеры, оснащенные либо только кнопками, либо кнопками и вращающимися регуляторами.

При выборе модели для управления интерфейсом Lightroom необходимо обратить самое пристальное внимание на конструкцию регуляторов. Начнем с вращающихся рукояток. Они могут быть с абсолютной шкалой (рис. 8): у таких регуляторов есть два крайних положения (минимум и максимум), а величина управляемого параметра четко соответствует углу поворота рукоятки относительно точек минимума и максимума. Иными словами, каждому промежуточному положению рукоятки соответствует определенное значение управляемого параметра — как у ручки громкости в старом радиоприемнике.

Рис. 8. Вращающиеся регуляторы с абсолютной шкалой

Рис. 8. Вращающиеся регуляторы с абсолютной шкалой

Другая разновидность — это вращающиеся регуляторы с относительной шкалой (их часто называют энкодерами — от англ. Encoder). В этом случае у рукоятки нет крайних положений, и она может прокручиваться в любую сторону бесконечно долго (рис. 9). Управление в данном случае осуществляется путем уменьшения или увеличения (в зависимости от направления вращения) текущего значения управляемого параметра на величину, пропорциональную углу поворота. По такому же принципу работает колесико мыши.

Рис. 9. Вращающиеся регуляторы
с относительной шкалой

Рис. 9. Вращающиеся регуляторы с относительной шкалой

Принципиальным различием вращающихся регуляторов с абсолютной и относительной шкалой является способ управления ассоциированным параметром. В первом случае управление осуществляется посредством передачи абсолютной величины, во втором — производимых изменений (уменьшения или приращения исходного значения). Для управления интерфейсом Lightroom гораздо удобнее использовать вращающиеся регуляторы с относительной шкалой. Почему? Давайте разберемся.

Представьте, что имеющийся у нас в распоряжении контроллер оснащен регуляторами с абсолютной шкалой. В процессе редактирования изображения мы изменяем положения регуляторов, добиваясь желаемого результата. Пока всё идет отлично, но как только настанет время перейти к другому снимку, возникнет проблема. У нового изображения совсем другие настройки, а регуляторы контроллера остались в положениях, соответствующих параметрам предыдущего снимка. И как только мы начнем вращать рукоятку, чтобы подкорректировать тот или иной параметр, его текущее значение сразу «перепрыгнет» к величине, выбранной для предыдущего изображения. При использовании контроллера, оборудованного вращающимися регуляторами с относительной шкалой, такой проблемы не возникнет, поскольку в программу будет передано не абсолютное значение управляемого параметра, а величина, на которую его необходимо увеличить или уменьшить.

Теперь вкратце о фэйдерах. Обычным (немоторизованным) фэйдерам присущи те же недостатки, что и вращающимся регуляторам с абсолютной шкалой. Впрочем, сейчас на рынке представлено немало моделей с моторизованными фэйдерами, которые благодаря встроенному электроприводу способны автоматически перемещать рукоятки в положение, соответствующее текущему значению управляемого параметра. Однако цены даже на самые доступные модели MIDI-контроллеров, оборудованных моторизованными фэйдерами, начинаются с отметки в 27-30 тыс. руб. Располагая такой суммой, имеет смысл потратить ее на приобретение специализированного контроллера Loupedeck+.

При выборе подержанной модели необходимо обратить внимание на возможность подключения к ПК по интерфейсу USB. Для ныне выпускаемых MIDI-контроллеров это уже стало фактическим стандартом, однако среди моделей, выпущенных 15 и более лет назад, есть немало устройств, оборудованных только портами MIDI с 5-контактными розетками DIN (рис. 10). Чтобы подключить такой контроллер к современному ПК, потребуется либо отдельный аппаратный модуль MIDI-интерфейса, либо звуковой адаптер с входом MIDI.

Рис. 10. Разъемы
интерфейса MIDI

Рис. 10. Разъемы интерфейса MIDI

Если рассматривать новые устройства, то сейчас одним из наиболее привлекательных (по сочетанию цены, размеров и функциональных возможностей) вариантов является модель Behringer X-Touch Mini (рис. 11). Ее можно приобрести во многих магазинах, торгующих музыкальными инструментами и профессиональным звуковым оборудованием, по цене порядка 4 тыс. руб.

Рис. 11. MIDI-контроллер Behringer X-Touch Mini

Рис. 11. MIDI-контроллер Behringer X-Touch Mini

Устройство выполнено в довольно компактном пластиковом корпусе, подключается к ПК по интерфейсу USB (от него же получает и необходимое для работы питание) и не требует установки дополнительных драйверов. На верхней панели корпуса X-Touch Mini установлены восемь энкодеров с крупными рукоятками конической формы и 16 кнопок, оборудованных подсветкой. Рукоятки энкодеров нажимаются, и их можно использовать как дополнительные кнопки. Для визуального контроля производимых изменений вокруг каждого из энкодеров имеется кольцевая световая шкала из 13 янтарных светодиодов. С правой стороны размещены 60-мм немоторизованный фэйдер (увы, при работе с Lightroom он вряд ли пригодится) и две кнопки переключения слоев, которые позволяют удвоить количество управляемых параметров и функций. При выборе слоя A кнопки и энкодеры контроллера управляют одной группой параметров и функций, а при переключении в слой B — другой.

Таким образом, контроллер X-Touch Mini позволяет оперативно управлять настройками 16 различных параметров при помощи энкодеров, а также переключать режимы работы и инструменты посредством 48 программируемых кнопок (с учетом возможности нажатия на рукоятки энкодеров). Если же этого окажется недостаточно, можно приобрести и подключить еще один такой же контроллер — благо, производитель предусмотрел такую возможность.

Чтобы преобразовывать поступающие с контроллера команды протокола MIDI в те или иные действия пользовательского интерфейса Lightroom, необходимо установить специальное программное обеспечение. Оно называется MIDI2LR и доступно для свободной загрузки по ссылке https://github.com/rsjaffe/ MIDI2LR/releases (есть версии для ОС Windows и MacOS). Фактически это подключаемый модуль (плагин) для Lightroom (рис. 12). Во всплывающем окне, которое появляется при запуске MIDI2LR, можно ассоциировать команды протокола MIDI, генерируемые при воздействии на органы управления контроллера, с различными настройками и функциями Lightroom (рис. 13). Конечно, на первичную настройку MIDI2LR придется потратить немало времени, однако сделать это нужно всего один раз. При этом есть возможность создать и сохранить неограниченное количество профилей для разных задач и затем быстро загружать их по мере необходимости.

Рис. 12. MIDI2LR в списке установленных
плагинов Lightroom

Рис. 12. MIDI2LR в списке установленных плагинов Lightroom

Рис. 13. Назначение функции для выбранного
органа управления MIDI-контроллера во всплывающем окне MIDI2LR

Рис. 13. Назначение функции для выбранного
органа управления MIDI-контроллера во всплывающем окне MIDI2LR

Заключение

Подведем итоги. Пользователи, обрабатывающие большое количество фотографий в Lightroom, могут повысить продуктивность и эффективность работы при помощи специализированных аппаратных устройств, выбрав подходящий из доступных вариантов.

Устройство Loupedeck+ выглядит весьма привлекательным решением благодаря максимальному удобству (все-таки его изначально проектировали для работы с Lightroom), компактному корпусу и предельной простоте интеграции с применяемым ПО. Пожалуй, единственным (но для многих существенным — если не решающим) недостатком этой модели является довольно высокая цена.

Более бюджетный вариант — использование MIDI-контроллера в связке с плагином MIDI2LR. Неоспоримые достоинства такого решения — широкий выбор моделей (в том числе по вполне доступным ценам) и впечатляющие возможности по настройке. Из недостатков стоит отметить более трудоемкую интеграцию с Lightroom (нужно скачивать и устанавливать плагин MIDI2LR, а затем потратить немало времени на настройку) и необходимость уделить особое внимание выбору подходящей для непрофильного использования модели MIDI-контроллера.

Что касается Monogram Creative Console, то это самое дорогое из рассмотренных решений. К его достоинствам можно отнести предельную гибкость конфигурирования (благодаря модульной конструкции), универсальность (он совместим не только с Lightroom, но и с другим ПО как для обработки изображений, так и для видеомонтажа, создания 3D-графики и т.д.) и удобство настройки.

В заключение стоит отметить, что, по большому счету, рассмотренные в этом обзоре аппаратные контроллеры являются некими костылями, необходимость в использовании которых вызвана несовершенством пользовательского интерфейса программы Lightroom. Ведь обеспечить быстрый доступ к основным настройкам без ущерба для удобства и эффективности работы можно и при помощи штатных устройств ввода ПК — мыши и клавиатуры. Наглядным подтверждением тому является режим быстрого редактирования (Quick Edit), реализованный в программе Capture One версии 21. Нажав и удерживая клавишу, ассоциированную с тем или иным параметром, вы можете быстро изменить его текущее значение различными способами: перемещая мышь (с нажатой левой кнопкой), вращая колесико прокрутки или нажимая клавиши управления курсором. Такой подход позволил значительно повысить продуктивность работы без использования дополнительных внешних контроллеров.

Напоследок будет нелишним напомнить, что приобретать какие-либо аппаратные контроллеры специально для работы с Lightroom (или другим графическим редактором) имеет смысл только при стабильно больших объемах работ либо в случае регулярно возникающей необходимости выполнения сложных заданий в предельно сжатые сроки. В противном случае эти вложения вряд ли окупятся и принесут скорее моральное удовлетворение, нежели дополнительный заработок. 

1 Аббревиатура MIDI расшифровывается как Musical Instrument Digital Interface — дословно «цифровой интерфейс музыкальных инструментов».

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства