КомпьюАрт

8 - 2003

IMATCH — оптимальный инструмент управления базами изображений

Фотографы и художники, активно использующие цифровые устройства, не говоря уже о работниках студий графического дизайна, часто сталкиваются с проблемами хранения, каталогизации и поиска больших массивов изображений, количество файлов в которых подчас достигает десятков и сотен тысяч. Естественно, что попытка вручную контролировать подобные объемы приведет только к хаосу и потере времени. На помощь должно прийти готовое компьютерное решение, однако, как показывает опыт, найти его непросто. Большинство предлагаемых программ ориентировано либо на домашнего пользователя, которому нужно вести свой личный фотоальбом, либо на корпоративного покупателя, готового организовать дорогостоящее хранилище изображений (например, комплекс, включающий программное и аппаратное обеспечение, стоит 250 тыс. долл.). Одним из немногочисленных исключений является пакет IMatch, отличающийся крайне низкой ценой (50 долл. за одну клиентскую лицензию) при неплохой функциональности.

Программа IMatch (http://www.photools.com) предназначена для управления базами изображений, хранящихся на отдельном компьютере и, как правило, на нем же и обрабатывающихся. Это отнюдь не означает, что каталогизированные с ее помощью файлы недоступны для других сетевых устройств в рамках локальной интрасети — просто одноуровневая архитектура приложения не позволяет использовать его сервисы на клиентских подключениях. Отчасти это компенсируется тем, что IMatch прекрасно работает с коллекциями изображений на сменных носителях, которые можно использовать в качестве общих ресурсов.

 

IMatch позволяет осуществлять над управляемыми с ее помощью изображениями довольно много операций. В их число входит полный «джентльменский набор» — переименование, изменение внутренней структуры хранения и т.п. Далее следуют более продвинутые функции: IMatch позволяет создавать на базе хранимых изображений слайд-шоу и пробники с контактными отпечатками; для упрощения работы программа, которая знакома более чем с 50 различными типами графических файлов, способна менять их форматы, а также проводить операции импорта и экспорта. Наконец, встроенный в IMatch графический редактор поможет пользователю оперативно подретушировать проблемное изображение не выходя из программы.

IMatch создает базы изображений, но, в отличие от обычных баз данных, которые совмещают в себе средства просмотра и управления, индексные массивы и непосредственно хранимую информацию, она не выполняет последнюю функцию. Другими словами, рабочий инструментарий отделен от физического местонахождения графических файлов. На жестком диске компьютера в отдельной папке создается рабочая часть базы. Она содержит уменьшенные эскизы изображений и указатели на их физические носители. Следовательно, разместив коллекцию на сменных носителях и растиражировав каталог с базой на несколько рабочих станций, можно превратить IMatch из персонального в коллективное средство управления изображениями. В этом случае, однако, на каждый компьютер придется приобрести отдельную клиентскую лицензию на программу.

Несмотря на довольно скромные системные требования, IMatch позволяет оперировать весьма объемными базами изображений. Согласно документации, одна база может хранить данные о 500 тыс. файлов, при этом количество самих баз, размещенных на одном компьютере, ограничивается только вместительностью его жесткого диска. Запущенная среднестатистическая база объемом около 100 тыс. изображений потребует около 256 Мбайт оперативной памяти, что не является проблемой для современных рабочих станций.

Еще одно достоинство IMatch заключается в простоте работы с программой. Разработчики позаботились о том, чтобы максимально автоматизировать все рутинные процессы, связанные с созданием и обслуживанием коллекции. Для организации новой базы программа запускает специальный Мастер — New Database Wizard, который в интерактивном режиме позволяет задать все необходимые настройки.

 

Первым делом IMatch определяется с местоположением будущей базы. Для этого целесообразно выделить самый быстрый из установленных в системе жестких дисков с достаточным количеством свободного пространства. Дело в том, что заранее предсказать объем базы практически невозможно, тем более с учетом возможного прироста количества изображений в будущем. Вывести линейную зависимость нельзя из-за того, что размер эскизов (которые, собственно, и занимают большую часть отводимого под базу дискового пространства) будет заметно различаться у разных файлов. Опыт показывает, что объем базы в среднем составляет от 5 до 10% объема каталогизированных с ее помощью изображений, но эта величина подчас отклоняется как в одну, так и в другую сторону.

Пользователь IMatch может отчасти контролировать скорость прироста объема базы путем изменения размера эскизов. Эти параметры задаются после выбора локации и сохраняются на весь срок жизни коллекции: поменять свойства эскиза после того, как Мастер завершит работу, уже не удастся. IMatch позволяет выбирать как габариты изображения, так и его качество. По умолчанию предлагается создавать «снимки» размером 120x120 точек, но, в зависимости от потребностей, их можно и уменьшить до 40x40, и увеличить до 200x200. Качество задается в виде степени сжатия по алгоритму JPEG.

Создав новую базу, остается только запустить еще один Мастер — Database Maintenance Wizard, который произведет сканирование указанных пользователем каталогов и автоматически внесет записи со сведениями обо всех найденных графических файлах известных программе форматов. В дальнейшем с помощью процедуры ресканирования мы можем добавлять в коллекцию новые изображения или обновлять те из них, которые были подвергнуты редактированию со времени последней проверки. Если же файл обрабатывался в то время, когда IMatch была запущена на компьютере, обновление произойдет автоматически.

Пользовательский интерфейс IMatch предельно прост и ориентирован на то, чтобы обеспечить максимальную производительность работы. Рабочее пространство программы разделено на три части. В левой размещается древовидное представление внутренней структуры открытой базы изображений. Здесь при помощи специальных иконок помечается, на каком носителе находится оригинал (локальный диск, сетевой ресурс или съемный носитель). Однако основанное на физической иерархии представление базы зачастую удобнее переключить на другое, которое опирается на логические категории изображений (о нем мы поговорим позже). Центральное окно занимают эскизы файлов из выбранного каталога внутри базы, которые можно проматывать или масштабировать, если они не помещаются на один экран. Наконец, нижнее окно содержит информацию о текущем изображении.

Важный инструмент программы — пакетный обработчик команд. Даже такие несложные операции, как переименование или экспорт изображения из одного формата в другой, могут занять массу времени, если они должны затронуть сотни и тысячи файлов. В подобном случае стоит воспользоваться объединением однотипных задач в пакеты, которые затем передаются модулю Batch Processor.

Выбрав один из кадров в окне предварительного просмотра, пользователь может загрузить это изображение во встроенный редактор. Да, по набору предлагаемых функций он не идет ни в какое сравнение со специализированными пакетами для обработки растровой графики (разница количественная, а не качественная), но, тем не менее, весьма полезен — в первую очередь благодаря тому, что включает самые необходимые инструменты для оперативной правки. Они разбиты на две группы — Image и Colors, первая из которых содержит средства для «механической» обработки (тримминг, ресемплирование, повышение резкости или, наоборот, создание размытости), а во вторую вошли функции управления цветом (от простого изменения глубины цветности до разделения каналов по четырем схемам с возможностью комбинации каналов из различных изображений). Помимо этого встроенный в IMatch редактор оснащен несколькими эффектными фильтрами для художественной обработки, например отличным Мастером по созданию фигурных рамок.

IMatch предоставляет удобные средства для упорядочивания и поиска необходимых изображений. Разработчик пакета (Марио M. Вестфал) использовал технологию, названную им динамической категоризацией (dynamic categorizing), которая выгодно отличается от традиционной методики, опирающейся на ключевые слова в описании файла. С ее помощью удается создать реляционные отношения между отдельными изображениями, а также целыми их группами, причем ничто не мешает организовать параллельно несколько независимых друг от друга логических иерархий; одна из них, например, будет касаться тематики изображений, вторая — географии источников снимков, а третья опишет место файла в производственном процессе. Такой подход автор программы называет виртуальным пространством изображений (Virtual Image Space), чтобы подчеркнуть достигаемую с его помощью свободу.

Поддерживая отраслевые стандарты, IMatch позволяет сохранять информацию о каждом хранящемся в базе изображении в форматах IPTC и EXIF.

КомпьюАрт 8'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства