КомпьюАрт

7 - 2010

Лакировка офсетной печати

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Одним из способов отделки печатной продукции является лакирование. Этот один из наиболее популярных видов отделки бывает сплошным и выборочным. Сплошное лакирование используется при изготовлении обложек, папок и других изделий, где данная печатная операция является альтернативой ламинированию (при более низкой цене). Выборочное лакирование применяется для создания ярко выраженных декоративных эффектов и выделения элементов изображения за счет различной степени блеска лакированной и нелакированной поверхности.
Чем выше популярность технологии, тем больше импровизаций в типографиях при использовании расходных материалов. О том, как правильно работать с УФ-лаками для офсетной печати, рассказывает Ирина Соловьева, технолог-консультант «Гейдельберг-СНГ».

КомпьюАрт: Какие бывают УФ­лаки, и что сегодня предлагается на российском рынке расходных материалов в этой области?

Ирина Соловьева: В Центре расходных материалов (ЦРМ) «Гейдельберг­СНГ» представлены самые распространенные и востребованные лаки УФ­отверждения для различных способов нанесения: офсетного и трафаретного, а также для лакирования флексографским способом и способом глубокой печати. Для тех, кто не имеет специальных лакировальных устройств, выпускаются офсетные лаки для нанесения через красочный аппарат и лаки для офсета без увлажнения, но их ассортимент ограничен — только глянцевый и матовый. В основном все предлагаемые лаки относятся к радикальному способу отверждения. Катионные лаки поставляются под заказ и очень редко запрашиваются из­за высокой стоимости и требуемого финишинга — ИК­облучения.

Ирина Соловьева, технолог-консультант «Гейдельберг-СНГ»

Ирина Соловьева, технолог-консультант «Гейдельберг-СНГ»

Среди офсетных популярны УФ­лаки для нанесения в линию по обычным краскам и ВД­лаку­праймеру и без праймера по УФ­краскам. Лаки для автономного нанесения на лакировальных машинах и лакировальных устройствах офсетных и флексографских печатных машин представлены в широком ассортименте: глянцевые и матовые, для одно­ и двустороннего нанесения, лаки для последующего тиснения фольгой, эластичные для изготовления коробок, лаки для пищевой упаковки, для лакирования невпитывающих материалов и т.д. Лаки для создания двойного эффекта в офсетной печати дают отличный матово­глянцевый или структурно­глянцевый эффект. После drupa 2008 в нашем ассортименте появились новые, улучшенные пары лаков: матовый печатный и глянцевый УФ­лак.

Камер­ракельные лаконаносящие устройства позволяют применять металлизированные, пигментированные и интерферентные лаки.

В нашем ассортименте представлены лаки УФ­отверждения разных производителей —Heidelberg Saphira, Weilburger Graphics GmbH, Flint Group (К+Е), а также вспомогательные средства для них. Стоимость лака зависит от способа нанесения, свойств лака и производителя. По способу нанесения самые дорогие — трафаретные лаки, кроме того, выше их расход. Лаки со специальными свойствами всегда дороже, чем универсальные. Мы можем предложить клиентам как экономичный вариант достойного качества, так и высококачественный, но более дорогой продукт — всегда есть выбор.

КА: Когда следует выбирать технологию УФ­лакирования? Этот вопрос, думаю, будет интересен для заказчиков, которые выбирают между ламинированием и УФ­лакированием.

И.С.: Во­первых, это зависит от возможностей производителя печатной продукции и требований заказчика. Легче сказать, когда рекомендуется ламинировать продукцию пленкой. Проблемы при УФ­лакировании возникают при формировании коробки и крытье издания обложкой — появляются трещины на сгибах. Если это не вызвано нарушением технических норм (слишком высокой мощностью УФ­ламп при сушке лака, низкой влажностью бумаги или картона, несоблюдением климатических условий в цехе, высокой плотностью массы 1 м2 используемого материала и т.п.), то остается только применение ламинирования оттисков пленкой, хотя и здесь могут возникнуть проблемы. В каждом конкретном случае дизайнерский замысел должен соответствовать техническим возможностям качественного выполнения заказа: всё должно быть учтено и оговорено при приеме заказа в производство.

КА: Заказчик получает тираж из типографии. Как он может определить качество УФ­лакирования?

И.С.: Вначале зрительно: лаковая пленка должна быть равномерной, без пузырей и кратеров, прозрачной, без пожелтения. Если лак специальный, то покрытие должно соответствовать требованиям заказчика и утвержденным образцам, если заказ уже выполнялся ранее.

Уровень глянца может быть проверен специальным прибором — глянцметром. Прочность закрепления лаковой пленки определяется царапаньем ногтем или теза­тестом. Стойкость лаковой пленки можно проверить с помощью ацетон­теста.

КА: Какие преимущества и недостатки имеет УФ­лакирование перед другими видами лакировки?

И.С.: Лаковая пленка при УФ­лакировании, по сравнению с печатным или ВД­лаком, самая прочная как механически, так и химически, глянцевый лак имеет самый высокий глянец. Кроме того, УФ­лак позволяет получать уникальные дизайнерские эффекты. Отверждение лака происходит мгновенно, не требуется применение противоотмарочного порошка, отлакированные оттиски практически сразу могут передаваться на последующую обработку. Но этот способ лакирования требует применения специальных устройств, особых вспомогательных материалов, а кроме того, УФ­лак самый дорогой.

Отметим, что самые широкие возможности все же у трафаретного лакирования, так как возможно наложение толстого слоя лака и применение как мелкодисперсных пигментов, так и пигментов для глиттерного эффекта. Трафаретным способом наносят рельефные лаки с различными спецэффектами, в том числе лаки для шрифта для слепых, но при этом необходимо использовать соответствующие трафаретные сетки. Наши технологи дают рекомендации, какие размеры ячеек должны быть для каждого типа лаков. К лакам со спецэффектом относятся термочувствительные лаки, изменяющие цвет в зависимости от температуры.

КА: А теперь советы технологу типографии: как правильно выбрать УФ­лак для своего производства и конкретного заказа, как более технологично наносить лак: через красочный аппарат или дополнительную секцию?

И.С.: Чтобы технолог не ошибся в выборе лака, мы разработали специальную форму запроса, куда вносятся данные о клиенте: оборудование для нанесения лака, тип лакировального устройства, материал, применяемые краски на оттиске, последующие отделочные процессы, и указывается желаемый эффект при лакировании или специальные требования. Этот запрос отправляется поставщику для подбора подходящего лака, если на данный момент в нашем ассортименте необходимый продукт отсутствует. Это позволяет избежать ошибок. Если запечатываемый материал проблемный, то мы посылаем поставщику его образцы для подбора необходимого лака. Сильно впитывающие материалы могут вызвать проваливание лака и недостаточный глянец. Кроме того, в слоях материала УФ­лучи могут не достичь нижних слоев лака и в материале он останется незакрепившимся. Невпитывающие материалы, такие как тонкая металлизированная бумага или пленка, при УФ­лакировании могут деформироваться из­за усадки лаковой пленки, поэтому лак должен выбираться соответствующий и режимы лакирования подбираются отдельно для каждого случая. Всегда рекомендуется проводить предварительные испытания, прежде чем закупать значительное количество лака и выполнять лакирование тиража.

Если специального лакировального устройства нет, нанесение лака может осуществляться через красочный аппарат, предназначенный для печати УФ­красками, — это может быть последняя секция УФ­печатной машины или секция, после которой стоит УФ­сушка. Важно помнить, что через красочный аппарат нанесение лака минимальное и высокого глянца или матовости добиться сложно. Для нанесения через красочный аппарат нет лака для невпитывающих поверхностей или с какими­либо специальными свойствами, как уже говорилось.

Если у клиента нет опыта работы с УФ­лаком, или он ранее не использовал наши лаки, или собирается применять какой­либо инновационный лак, то технологи «Гейдельберг­СНГ» проводят испытание лака, помогают подобрать режим лакирования. Для всех типов лаков и УФ­лакирования Центр расходных материалов имеет достаточно много информационного материала, который всегда предоставляется клиентам.

Кроме того, учебный центр Heidelberg Print Media Academy регулярно проводит семинар по УФ­технологии, в ходе которого подробно рассматриваются различные способы лакирования УФ­лаками.

КА: Теперь сопоставим две технологии — cплошное и выборочное лакирование. Их сочетание дает яркие декоративные эффекты.

И.С.: Как уже было сказано о лаках для получения двойного эффекта,  это самый дешевый способ выборочного лакирования, который не требует специальных лакировальных форм, но при этом возникает выразительный эффект из­за различной структуры поверхностей, можно воспроизводить тонкие детали рисунка.

Для работы в линию при этом необходимо следующее:

  • листовая офсетная машина для работы с гибридными материалами;
  • минимум пять печатных секций — первая­четвертая для работы с гибридными или УФ­красками и пятая  для работы с масляным печатным лаком;
  • промежуточная УФ­сушка после последней печатной секции, рекомендуется сменная промежуточная УФ­сушка после первой или второй печатной секции;
  • финальная УФ­сушка (три лампы);
  • лакировальная секция с УФ­сушкой.
  • Для работы в два прогона необходимы:
  • печатная машина для нанесения масляного печатного лака и соответствующее оборудование для УФ­лакирования;
  • финальная УФ­сушка;
  • для печати могут использоваться как традиционные, так и гибридные офсетные краски.

Для выборочного УФ­лакирования на лакировальных машинах и лакировальных секциях в ассортименте ЦРМ представлены специальные резинотканевые полотна со съемным слоем и полиэстровые полотна Folex (универсальные, для лакирования ВД­ и УФ­лаком и особо стойкие для УФ­лакирования длинных тиражей). Вырезка на резино­тканевых и поли­эстровых полотнах может производиться на плоттере или вручную (полиэстровые полотна для вырезки вручную имеют синий светочувствительный слой, копировка может выполняться в обычной копировальной раме с фотоформы, форма проявляется теплой водой, пробельные места остаются синими, и их легко вырезать).

Для этой технологии также применяются специальные лаки (глянцевые и матовые) и лаки для выборочного лакирования через красочный аппарат. Такой УФ­лак можно наносить через красочную секцию на офсетных УФ­печатных машин с включенным увлажняющим аппаратом, как при лакировании традиционным масляным лаком с обычных печатных форм (для УФ­лакирования они должны быть подвергнуты термостабилизации, как для печати УФ­красками, или быть стойкими к УФ­краскам, как, например, пластины Saphira Thermoplate PN).

КомпьюАрт 7'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства