КомпьюАрт

10 - 2008

Федеральные типографии в первом полугодии 2008 года. Часть 2

Евгений Марголин Евгений Марголин, канд. техн. наук

Рулонная офсетная печать

Листовая офсетная печать

Офсетная печать — основная технология, используемая на предприятиях федерального уровня. Однако и в рамках этой единой технологии имеются различия в динамике роста ее разновидностей — рулонной и листовой печати.
В КомпьюАрт № 9’2008 были опубликованы статистические данные по видам печатной продукции — книжная, газетная и журнальная, а теперь мы представляем информацию по используемым технологиям офсетной печати — рулонной и листовой.

Рулонная офсетная печать

В 2007 году рулонными офсетными машинами были оснащены 53 федеральные типографии из 57. В 2008-м из их числа выбыло «Зауралье». Граница между верхней и нижней частями списка предприятий, следуя методу медианной группировки, пролегает на уровне 140 млн приведенных краскооттисков (табл. 1).

Таблица 1. Натуральный выпуск печатной продукции по технологии рулонной офсетной печати (крупные операторы)

№ п/п

Наименование предприятия

Выпуск продукции, млн приведенных краскооттисков

Рост
к 2007 г., %

Доля рынка, %

Изменение доли рынка, проц. пункты

Суммарная доля рынка, %

2008 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

1

Советская Сибирь

2693,8

2311,1

116,6

18,7

16,8

2,0

18,7

2

Смоленский полиграфкомбинат

1351,4

1204,4

112,2

9,4

8,7

0,7

28,1

3

Чеховский полиграфкомбинат

801,7

819,8

97,8

5,6

6,0

–0,4

33,7

4

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

760,0

687,1

110,6

5,3

5,0

0,3

39,0

5

СПб газетный комплекс

724,5

687,0

105,5

5,0

5,0

0,1

44,1

6

Ульяновский Дом печати

629,1

549,4

114,5

4,4

4,0

0,4

48,4

7

Омский Дом печати

600,2

531,2

113,0

4,2

3,9

0,3

52,6

8

Звезда

510,5

538,5

94,8

3,6

3,9

–0,4

56,2

9

Царицын

436,8

421,9

103,5

3,0

3,1

0,0

59,2

10

Дальпресс

434,0

485,7

89,4

3,0

3,5

–0,5

62,2

11

Кострома

427,1

485,6

88,0

3,0

3,5

–0,6

65,2

12

Челябинский Дом печати

405,2

327,9

123,6

2,8

2,4

0,4

68,0

13

Нижполиграф

400,6

426,6

93,9

2,8

3,1

–0,3

70,8

14

Советская Кубань

332,9

322,6

103,2

2,3

2,3

0,0

73,1

15

Самарский Дом печати

331,2

385,0

86,0

2,3

2,8

–0,5

75,4

16

Воронеж

326,5

250,7

130,2

2,3

1,8

0,5

77,7

17

Уральский рабочий

271,2

165,7

163,7

1,9

1,2

0,7

79,6

18

Кавказская здравница

260,6

290,5

89,7

1,8

2,1

–0,3

81,4

19

Саратовский полиграфкомбинат

218,3

234,1

93,3

1,5

1,7

–0,2

82,9

20

Пензенская правда

214,2

235,0

91,1

1,5

1,7

–0,2

84,4

21

Тюменcкий Дом печати

194,0

209,8

92,5

1,3

1,5

–0,2

85,8

22

Кузбасс

193,4

172,8

111,9

1,3

1,3

0,1

87,1

23

Печатный Двор

184,3

153,1

120,4

1,3

1,1

0,2

88,4

24

Слово

164,6

190,5

86,4

1,1

1,4

–0,2

89,5

25

Тульская типография

147,2

150,5

97,8

1,0

1,1

–0,1

90,6

26

Молот

142,6

194,0

73,5

1,0

1,4

–0,4

91,5

 

ВСЕГО

13 155,9

12 430,5

105,8

91,5

90,2

1,3

 

 

ИТОГО

14 370,9

13 774,9

104,3

100,0

100,0

 

 

Верхняя половина списка — это крупные операторы рынка рулонной офсетной печати. На их долю приходится 91,5% от общего объема произведенной печатной продукции, причем эта доля увеличилась по сравнению с первой половиной 2007 года на 1,3%, и не только из-за выбытия «Зауралья». Крупные операторы в совокупности нарастили объемы производства (увеличение на 5,8%), тогда как по группе предприятий из нижней части списка наблюдается уменьшение выпуска печатной продукции на 8,1%. Частично оно связано с сокращением газетной загрузки в типографии «Лев Толстой» и консервацией оборудования на «Лениздате», которого в лучших традициях современности выселили из престижного здания, ничего не предоставив взамен. Компенсировать эти потери не смогли двузначные цифры роста «Ориуса», запустившего наконец новую газетную машину индийского производства, Владимирской книжной типографии и «Правды Севера», последовательно из года в год наращивающих выпуск продукции.

Среди крупных операторов этого сектора рынка полиграфических работ наблюдается определенная поляризация в отношении темпов роста объемов производства (рис. 1). Относительно небольшая доля их сохранила прошлогодние показатели выпуска с допуском ±5%, а остальные поровну разделились на группы предприятий с положительной и отрицательной динамикой. При этом удельный вес газетных типографий среди предприятий с отрицательной динамикой выше, чем среди предприятий, где динамика выпуска продукции положительная. Причина этого состоит в обостряющейся конкуренции на рынке газетной печати. Там, где удается инвестициями в новое оборудование доказать свои конкурентные преимущества («Советская Сибирь», «Уральский рабочий», «Воронеж», Челябинский, Ульяновский и Омский дома печати), объемы производства растут. Там, где инвестиций нет («Молот», «Самарский Дом печати») или они недостаточно убедительны («Слово», «Нижполиграф»), отмечается уменьшение выпуска продукции.

Рис. 1. Структура предприятий по динамике выпуска продукции способом офсетной рулонной печати, %

Рис. 1. Структура предприятий по динамике выпуска продукции способом офсетной рулонной печати, %

Обострение конкуренции сказывается и на предприятиях, ранее успешно экспортировавших свои услуги за пределы собственного региона размещения («Кострома», «Кавказская здравница», «Пензенская правда»). Развитие полиграфических мощностей в смежных регионах рано или поздно должно было привести к сокращению размеров экспорта.

В начало В начало

Листовая офсетная печать

Листовые офсетные машины есть практически в любой типографии, если только она не специализирована строго на рулонной печати (как, например, Санкт-Петербургский газетный комплекс) или вообще не применяет офсетную технологию (таких среди федеральных типографий нет). Поэтому, за исключением упоминавшихся «Зауралья» и «Лениздата», все остальные полиграфические объекты федерального уровня обладают листовой офсетной техникой. Масштабы ее использования на разных предприятиях различаются многократно. Достаточно сказать, что медианная величина (17 млн краскооттисков) меньше максимального значения (Тверской полиграфкомбинат детской литературы — см. табл. 2) более чем в 30 раз и больше, чем выпуск продукции листовым офсетом у «Технической книги», почти в 19 раз.

Таблица 2. Натуральный выпуск печатной продукции по технологии листовой офсетной печати (крупные операторы)

№ п/п

Наименование предприятия

Выпуск продукции, млн приведенных краскооттисков

Рост
к 2007 г., %

Доля рынка, %

Изменение доли рынка, проц. пункты

Суммарная доля рынка, %

2008 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

1

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

519,5

472,3

110,0

20,4

19,6

0,9

20,4

2

Первая Образцовая типография

164,3

143,5

114,5

6,5

5,9

0,5

26,9

3

Смоленский полиграфкомбинат

159,9

151,5

105,5

6,3

6,3

0,0

33,2

4

Печатный Двор

158,9

122,4

129,8

6,2

5,1

1,2

39,4

5

Ульяновский Дом печати

138,5

160,8

86,1

5,4

6,7

–1,2

44,9

6

Лев Толстой

136,2

105,0

129,7

5,4

4,4

1,0

50,2

7

Фабрика офсетной печати № 2

100,3

110,7

90,6

3,9

4,6

–0,6

54,2

8

Московская типография № 13

94,2

74,6

126,3

3,7

3,1

0,6

57,9

9

Советская Сибирь

93,9

36,0

260,8

3,7

1,5

2,2

61,6

10

Саратовский полиграфкомбинат

83,4

94,5

88,3

3,3

3,9

–0,6

64,9

11

Тульская типография

80,2

105,5

76,0

3,2

4,4

–1,2

68,0

12

Правда Севера

73,7

63,2

116,6

2,9

2,6

0,3

70,9

13

Чеховский полиграфкомбинат

72,8

71,2

102,2

2,9

3,0

–0,1

73,8

14

Нижполиграф

67,4

56,3

119,6

2,6

2,3

0,3

76,4

15

Звезда

51,1

59,5

85,9

2,0

2,5

–0,5

78,4

16

Кострома

51,1

72,5

70,5

2,0

3,0

–1,0

80,4

17

Омский Дом печати

47,1

46,3

101,7

1,9

1,9

–0,1

82,3

18

Детская книга

42,0

34,6

121,4

1,7

1,4

0,2

83,9

19

Дальпресс

41,1

37,0

111,1

1,6

1,5

0,1

85,6

20

Уральский рабочий

35,0

42,8

81,8

1,4

1,8

–0,4

86,9

21

Пензенская правда

32,6

23,9

136,4

1,3

1,0

0,3

88,2

22

Самарский Дом печати

30,0

23,6

127,1

1,2

1,0

0,2

89,4

23

Ставрополье

27,7

26,6

104,1

1,1

1,1

0,0

90,5

24

Дом печати — Вятка

20,4

18,7

109,1

0,8

0,8

0,0

91,3

25

Челябинский Дом печати

19,5

17,8

109,6

0,8

0,7

0,0

92,1

26

Южный Урал

18,1

16,3

111,0

0,7

0,7

0,0

92,8

 

ВСЕГО

2358,8

2187,1

107,9

92,8

90,6

2,1

 

 

ИТОГО

2542,8

2413,5

105,4

100,0

100,0

 

 

Темпы роста выпуска печатной продукции по технологии листового офсета несколько выше, чем по технологии рулонной офсетной печати. Этим, очевидно, определяется то, что структура совокупности типографий, которая включает крупных операторов сектора листовой офсетной печати и выстроена по показателю динамики роста объемов производства, выглядит более оптимистично, чем в предыдущем случае (рис. 2). Список крупных операторов короче, чем верхняя половина медианной группировки. Удельный вес крупных операторов в общем объеме продукции, отпечатанной на листовых офсетных машинах, увеличился по сравнению с 2007 годом на 2,1 процентных пункта, достигнув значения 90,5%. На столько же возросла доля предприятий из верхней части медианной группировки, только ее удельный вес оказался, естественно, больше — 92,8%. Если предприятия из верхней половины списка сумели в совокупности увеличить выпуск продукции на 7,6%, то типографии из нижней части списка потеряли 18,8% от прошлогоднего объема производства.

Рис. 2. Структура предприятий по динамике выпуска продукции способом офсетной листовой печати, %

Рис. 2. Структура предприятий по динамике выпуска продукции способом офсетной листовой печати, %

Наиболее значимый прирост индивидуальных рыночных долей в секторе листовой офсетной печати продемонстрировали «Советская Сибирь», активно диверсифицирующая свое производство, а также «Печатный Двор» и Тверской полиграфкомбинат детской литературы, где установлены двухъярусные 8-красочные листовые машины соответственно Lithrone 44 SP производства японской компании Komori и J-Print 44 производства японской же компании Akiyama. Немалые средства, вложенные в эту современную технику, дают ощутимую отдачу.

В начало В начало

КомпьюАрт 10'2008

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства