КомпьюАрт

3 - 2005

Прикоснуться к прекрасному: бумаги с тактильными свойствами

Бумаги «Алезан» не требуют «тяжелого дизайна», их богатая текстура говорит сама за себя

Фантазия создателей дизайнерских бумаг поистине не имеет границ: в последние годы появилось немало коллекций, которые не только поражают своим внешним видом, но также воздействуют и на тактильном уровне — изделия, запечатанные на таких бумагах, просто не хочется выпускать из рук. Особая обработка поверхности подобных бумаг имитирует самые разные материалы: кожу, замшу, ткани и т.д. Эти бумаги созданы для того, чтобы удивлять: с одной стороны, ты понимаешь, что держишь в руках изделие из целлюлозы, но с другой, очень трудно поверить в то, что бумага может настолько точно передавать фактуру совершенно иного материала.

Особенности бумаг

Эти элитные сорта бумаг используются для изготовления представительской продукции высочайшего качества и наилучшим образом подходят для создания таких изделий, которые предполагают тактильный контакт. Удачным решением здесь будет упаковка для эксклюзивного товара, который покупатели будут брать с магазинной полки, чтобы рассмотреть поближе. Необычная на ощупь поверхность такого картона вызовет интерес к самому товару. Еще одно успешное решение — печать на таких бумагах приглашений, годовых отчетов и всякого рода корпоративных продуктов. Подобные изделия приятно удивят тех, для кого они предназначены — будь то существующие или потенциальные клиенты либо деловые партнеры.

Бумаги, тактильные свойства которых играют особую роль, требуют к себе внимания на всех этапах работы — начиная от разработки дизайн-концепции и заканчивая отделочными работами. Главная опасность, которая может подстерегать дизайнеров, работающих с подобным материалом, — это использование сложного дизайна, перегруженного графическими и текстовыми элементами. Прежде всего следует учитывать, что такие бумаги наделены дополнительными декоративными свойствами, а кроме того, воздействуют и на уровне осязания за счет необычной поверхности. Поэтому избыточный дизайн в данном случае может только навредить: нарушится баланс между материалом и содержанием и весь эффект будет испорчен. Изделие, напечатанное на такой бумаге, не должно быть перегруженным дополнительными декоративными элементами, ибо бумага говорит сама за себя, а фактура поверхности может выступать в роли доминирующего элемента дизайна. И хотя может показаться, что при использовании указанных бумаг у дизайнера остается меньше простора для фантазии, на самом деле это совсем не так. Мастерство состоит в том, чтобы создать оригинал-макет с учетом используемого материала таким образом, чтобы не умалить достоинств бумаги и в то же время сделать выигрышным дизайнерское оформление. К тому же дизайн способен выявить красоту и уникальность такой бумаги.

Часто производители указанных элитных бумаг делают дизайнерам подсказки в виде показательных буклетов, где в лучшем виде раскрываются возможности и особенности того или иного материала, показываются наиболее выигрышные приемы его дизайна и отделки. Так поступила, например, немецкая бумагоделательная фабрика Gmund, выпустив каталоги стилей. Многие производители дизайнерских бумаг снабжают своих клиентов каталогами с подробно представленными образцами наиболее популярных способов печати и послепечатной обработки на данных материалах, что, несомненно, дает представление о том, чего можно ожидать при работе с такими бумагами.

Тактильные бумаги из-за своей необычной поверхности требуют к себе особого отношения при печати. Здесь очень важно строго придерживаться рекомендаций производителей. А поскольку данные бумаги стоят намного дороже обычных, то метод проб и ошибок может оказаться непозволительной роскошью. Обычно производители и поставщики советуют не жалеть средств и времени на пробные отпечатки, особенно если предполагается полноцветная печать и использование сложной отделки. Пробные отпечатки дадут возможность убедиться, что не было допущено ошибок при подготовке проекта к печати, а если таковые обнаружатся — исправить их до финального тиража. Понятно, что это повлечет за собой дополнительные траты, но если проект подразумевает использование столь необычного и недешевого материала, то, видимо, и бюджет под него выделен не самый малый.

В начало В начало

Коллекции

Сегодня для российских полиграфистов в дизайнерских коллекциях предлагается немало сортов бумаг, основной акцент в которых делается на их тактильных свойствах. Это могут быть и текстурные, и гладкие бумаги, и даже флокированные материалы, имитирующие бархат.

Suede Tex

Бумаги Suede Tex от американского производителя Fiber Mark необычайно точно имитируют все свойства замши, начиная от цвета и текстуры и заканчивая ощущениями при прикосновении. Богатая текстура бумаги очень приятна на ощупь, а мягкие глубокие цвета «песочно-бежевый» и «крафт» делают бумаги Suede Tex внешне почти неотличимыми от настоящей замши.

Эти бумаги в каком-то смысле даже можно назвать усовершенствованным вариантом замши, ибо, в отличие от натурального материала, имеющего склонность к быстрому загрязнению, бумаги Suede Tex имеют высокую устойчивость к истиранию и загрязнению. Кроме того, эти материалы также влагостойки и очень прочны, обладая высокими показателями на разрыв. К тому же бумаги Suede Tex, подобно настоящей замше, достаточно мягкие, благодаря чему на них очень выигрышно смотрится конгревное тиснение.

На бумагах Suede Tex можно печатать и шелкотрафаретным и офсетным способами, они поддаются лакированию, блинтовому тиснению и тиснению фольгой.

Touche Cover

А вот бумаги Touche Cover от того же производителя (Fiber Mark) совсем иные: здесь поверхность не бархатистая, как у бумаг Suede Tex, а наоборот, невероятно гладкая. Матовая фактура бумаги выглядит одновременно и сдержанно, и элегантно, и роскошно, а шелковистая, нежная и слегка прохладная на ощупь поверхность чем-то напоминает лепесток розы. Такой необычный эффект бумаге Touche Cover придает особая обработка поверхности — двустороннее напыление латекса. Бумага устойчива к истиранию и грязи, а поскольку она намного жестче других сортов аналогичной толщины, то идеально подходит для изготовления полиграфических изделий, требующих сочетания тактильного и эстетического удовольствия и прочности, например для ресторанных меню или эксклюзивной упаковки.

Данная бумага хороша еще и тем, что, по словам производителей, подходит для всех видов печати, а кроме того, отлично поддается послепечатной обработке, в частности тиснению и фальцовке.

Весьма необычна и цветовая гамма, в которой представлена бумага Suede Tex, — это бордовый, сине-зеленый, черный, холодный голубой и светло-серый оттенки.

Edo

В прошлом году на российском рынке появился довольно необычный материал с флокированной поверхностью под названием Edo от французской компании Sef. Бумага специально предназначена для печати обычными офсетными красками, как на обычной бумаге, а также подходит для широкого диапазона других полиграфических процессов. Этот материал был создан посредством комбинирования традиционного флокирования и новых разработок в области переплетных и адгезивных технологий. Главное его отличие от существующих на российском рынке аналогов состоит в том, что поверхность данного материала лишена свободных волокон, что делает его особо устойчивым к истиранию и выпадению волокон. Бумага марки Edo предназначена для внешнего оформления. Специально применяемая обработка поверхности позволяет краскам проникнуть в поверхность бумаги, ограничивая при этом их проникновение в волокнистый слой, в результате на этом материале хорошо пропечатываются даже самые тонкие линии и мелкие детали.

Бумаги Edo производятся в трех различных вариантах. Edo Original похожа на мрамор, а при прикосновении напоминает натуральную замшу. Эта бумага прекрасно подходит в тех случаях, когда необходимо заполнить печатью только некоторые части поверхности или когда указанный эффект является этапом печатного дизайна. Бумага Edo Plain без поверхностного эффекта предназначена для печати больших частей единого цвета. Сорт Edo Canvas имеет поверхность с тиснением «лен».

Все бумаги Edo производятся на трех различных основах. Основа Edo 110 представляет собой белую немелованную бумагу, которая подходит для литографической, офсетной, цифровой печати, конгрева и тиснения, может применяться в качестве обложки, в том числе декоративных изданий, переплетного материала и для изготовления маленьких декоративных упаковок. Основой для Edo 250 является супергладкий картон с высокой степенью белизны и прекрасными печатными характеристиками, подходящий для изготовления визитных карточек, открыток, календарей, постеров, обложек, папок и т.п. Основа Edo 300 — это высококачественный плотный обесцвеченный картон с отличной ригидностью и жесткостью; подходит для изготовления открыток, обложек, папок, коробок и многого другого.

Lynel Collection

В эту весьма интересную коллекцию производства все той же компании Sef входят материалы с флокированной поверхностью — имеющей тиснение «кожа» Lynel Tann (12 цветов), с тиснением «волна» Lynel Moire (10 цветов) и с тиснением «мышь» Lynel Fur (12 цветов).

Daniel Original

И третий материал от Sef —Daniel Original. Бумаги этой коллекции имеет гладкую флокированную поверхность, а их цветовая палитра насчитывает 50 оттенков: от светлых пастельных до насыщенных темных. По специальному заказу также может быть изготовлен любой цвет.

Данные материалы могут использоваться для переплетных работ, для покрытия и украшения всех видов коробок, кожаных изделий и многого другого. В отличие от уже имеющихся на рынке аналогов, в основе материалов из коллекций Daniel и Lynel лежит бумага, уже прошедшая необходимую обработку латексом. Поверхность материала отлично тиснится и может запечатываться текстильными красками. В основе этих материалов могут быть чистоцеллюлозный картон (белый или окрашенный в массе), самоклеящаяся бумага, хлопковое полотно, пленка PVC, полистерен.

Alezan

Бумага Alezan от фабрики Gmund, появившаяся на российском рынке в прошлом годы, стала настоящей сенсацией. Эта у необычная коллекция элитных бумаг очень точно имитирует мягкую и бархатистую поверхность дорогой, тщательно выделанной кожи, что передает ощущение натурального материала при прикосновении. Существует два варианта поверхности этого материала: Wild и Cult. Касаясь бумаг Wild, вы чувствуете естественную текстуру необработанной кожи, а бумаги Cult имеют более гладкую поверхность.

Цветовая гамма этой коллекции представлена 10 теплыми, насыщенными оттенками с названиями различных животных: так, зеленый цвет получил название «крокодил», рыжий — «хамелеон», темно-серый — «Риносеро», коричневый — «Игуана». Данные бумаги идеальны для изготовления оригинальных открыток, оформления корпоративных отчетов.

Весь ассортимент бумаг в основном имеет плотность 300 г/м2; более низкие плотности бумаг Cult (100, 135 и 200 г/м2) позволяют использовать коллекцию для создания элементов фирменного стиля компании. В коллекцию входят конверты светлых оттенков традиционных размеров (110 x 220 и 229 x 324 мм), а также конверты всех цветов коллекции нестандартной формы (120 x 191мм), внутренняя сторона которых сделана из контрастирующей гладкой цветной бумаги, что делает невидимым на просвет вложенное в конверт сообщение.

Несмотря на необычную структуру поверхности, бумаги Alezan прекрасно подходят для большинства видов печати и послепечатной обработки: офсетной печати, конгрева, горячего тиснения фольгой, лакирования, шелкографии, термографии.

Savile Row Tweed

Весьма оригинальна коллекция бумаг и картонов Savile Row Tweed производства компании Fedrigoni Group. Эти бумаги обладают двусторонним тиснением по виду и даже на ощупь невероятно точно имитируют классическую английскую ткань. Еще более усиливает это сходство наличие в бумаге вкраплений из натуральных волокон.

Бумаги Savile Row Tweed интересны не только своей текстурой, но и составом: 60% — целлюлоза, отбеленная без применения хлора, 20% — натуральные текстильные волокна и еще 20% — хлопок. Собственно говоря, именно из-за сочетания необычного состава и фактуры эти бумаги и производят впечатление настоящего твида. Цветовая палитра коллекции отличатся типичной английской сдержанностью. Savile Row Tweed представлена в пяти оттенках.

Материалы Savile Row Tweed обладают хорошими печатными свойствами и прекрасно поддаются послепечатной обработке. Поставляются бумаги в диапазоне плотностей в 100, 160, 240 и 300 г/м2.

Kaschmir

О бумагах Kaschmir производства немецкой фабрики Gmund, которые в свое время были в составе одной из первых привезенных в Россию коллекций дизайнерских бумаг, знают все. Однако совсем недавно эти классические бумаги изменили свой внешний вид, а данная коллекция получила второе рождение. Теперь эти материалы имеют два разных вида поверхности: «хлопок» и «бархат», а цветовая гамма коллекции претерпела существенные изменения.

На вид и на ощупь роскошная бумага вида «бархат» создает ощущение мягкости и тепла, что достигается благодаря выведенным наружу волокнам бумаги. «Бархат» представлен плотностью 400 г/м2трех цветов: белого, настоящего красного и темно-синего.

Материал с поверхностью «хлопок» из коллекции «Кашемир» — это плотная и одновременно мягкая бумага, идеально подходящая для создания оригинальной полиграфической продукции. А ее широкая цветовая гамма позволяет воплотить самые смелые замыслы. Сюда входят бумаги цветов «белый», «кремовый», «настоящий красный», «темно-зеленый», «терракота», «новый зеленый» и «темно-синий». Спектр плотностей этих бумаг также довольно широк: 135,170, 250 г/м2. Бумага светлых оттенков с каландрированной поверхностью и плотностью 100 г/м2подходит для использования в оперативной полиграфии, например для печати приглашений и корпоративных отчетов; к тому же она легко запечатывается даже на простых офисных лазерных принтерах.

Plike

Мелованные бумаги Plike от Gruppo Cordenons похожи на пластик, да и название у коллекции самое что ни на есть «говорящее» — образованное от английских слов «plastic» и «like». Ощущение пластиковой поверхности достигается за счет особого состава покрытия, а широкий диапазон плотностей (от 90 до 330 г/м2) и цветовая гамма четырех элегантных цветов («белый», «слоновая кость», «красный» и «черный») открывают широкие возможности для создания креативной и оригинальной продукции: конвертов, новогодних игрушек, коробочек для ювелирных изделий, элитной упаковки и т.д.

В числе способов печати и послепечатной обработки, которые подходят для бумаги Plike, — офсет, шелкография, литография, термография, а также тиснение фольгой, конгрев, покрытие офсетным лаком, УФ-лакирование, фальцевание, бигование. Печать на бумаге Plike рекомендуется производить высококачественными красками для печати на невпитывающих поверхностях с добавлением 3% сиккатива или красками на основе растительного масла.

Curious Touch

Пожалуй, одни из самых необычных бумаг такого рода входят в коллекцию Curious Touch от Arjo Wiggins. Эти материалы изготовлены с использованием микросфер, меняющих свой объем под давлением, вследствие чего прикосновение к ним вызывает очень необычные ощущения.

Жемчужина этой коллекции — «Кириус Арш», художественная бумага с необрезанными краями и с совершенно необычной фактурой. На этой бумаге творили Пикассо, Дали и Матисс. Данные бумаги имеют плотности 120, 250 и 400 г/м2, а их цветовая гамма состоит из семи оттенков: «экстра-белый», «молочный», «белый», «натуральный», «кремовый», «малиновый» и «черный».

В составе этой коллекции — и бумаги «Кириус Софт», при прикосновении к которым чувствуется необычайная мягкость. Картоны эти невероятно нежные, словно живые, а их фактура напоминает бархатистость персика или нежность кожи младенца. Плотность бумаг — 120 и 300 г/м2, а цветовая гамма лаконична по своей элегантной простоте, так как три нейтральных цвета («молочный», «сливочный» и «крем-брюле») не отвлекают внимания потребителей от тактильных ощущений.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства