КомпьюАрт

11 - 2005

Назад в будущее

Марго Григорян

Филиппо Томмазо Маринетти

Фортунато Деперо

Футуризм — авангардистское направление, главенствовавшее в европейском искусстве в начале ХХ века, — можно отнести к первому арт-движению, которое вскоре после своего появления встало на коммерческую основу. С самого своего зарождения футуризм, как ни одно другое направление, был близок к рекламе и, подобно любому коммерческому предприятию, продвигал свой продукт — графические работы — в широкие массы. В этой статье мы расскажем о двух творческих личностях, без которых немыслима история футуристического графического дизайна.

Филиппо Томмазо Маринетти

Идеологом и лидером данного движения был Филиппо Томмасо Маринетти, художник и литератор. Официальной датой рождения футуризма принято считать 20 февраля 1909 года. В тот день парижская газета «Фигаро» опубликовала манифест футуризма, написанный Маринетти. Таким образом, именно Маринетти является основоположником данного направления искусства и основателем первой группы футуристов.

Целью манифеста было заявить о художественной философии футуризма как о полемическом инструменте противостояния миру академического и традиционного искусства. В своем стремлении создать искусство будущего Маринетти культивировал отрешение от духовно­культурных ценностей традиционного искусства и пропагандировал индустриальную и урбанистическую эстетику, основанную на достижениях техники того времени. Таким образом, философия футуризма, течения искусства, родившегося в Италии — стране с богатейшим культурным наследием, основывалась на отрицании классики и декламации совсем иных художественных ценностей. В своем манифесте Маринетти писал: «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом. Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух». Словом, Маринетти надеялся, что футуризм станет тем самым «свежим воздухом» в искусстве и литературе.

Филиппо Томмазо Маринетти, урожденный Эмилио Анджело Карло Маринетти, родился в семье богатого служителя закона Энрико Маринетти в 1876 году в Александрии (Египет). Там же он начал свою учебу, но успешно завершить ее ему удалось только после переезда в Париж. Позднее он также изучал закон и юриспруденцию в университетах Павии и Генуи.

Несмотря на то что в молодости Маринетти действительно готовился к карьере юриста, он всегда испытывал тягу к занятиям литературой и искусством. Так, с 1892 по 1894 год он издавал свой журнал в Иезуитском колледже, а в 1898 году опубликовал свой первый литературный труд в свободном стиле.

В данной статье мы не будем подробно рассказывать о литературном творчестве Маринетти. Хотя нельзя не признать, что если бы не его увлечение писательским делом, то вряд ли в искусстве появилось бы такое направление, как футуризм.

Что же касается искусства, в частности дизайна, то и здесь основоположник футуризма не преминул оставить свой след. Помимо живописи и акварельных работ в жанре футуризма, Маринетти создал множество постеров и плакатов, посвященных данной тематике.

Его художественный стиль, способный вызвать удивление даже сегодня, в эпоху графической вседозволенности,– в начале ХХ века просто шокировал. Нагромождение литер, символов и изображений на первый взгляд кажется хаотичным, однако при более внимательном рассмотрении работ Маринетти становится понятно, что такой композиционный ход выбран неспроста. Странные, кажущиеся порой нелепыми визуальные конструкции невероятно динамичны, если не сказать техничны. А именно к технике и тяготел футуризм.

В своих работах Маринетти часто прибегал к минималистической эстетике простых черных линий. Из них он сплетал фантастические графические композиции, куда включал буквы и цифры. К слову, о буквах — работы Маринетти можно смело отнести к жанру типографики. Отдельные литеры, сбитые грудой в хаотичные композиции или словно разбросанные по странице без какого­либо порядка, также характерны для творчества Маринетти. Он мог использовать большое количество фонтов в одной работе, что усиливало динамизм и беспорядок изображаемого — в противовес художественным ценностям классического искусства.

В начало В начало

Фортунато Деперо

Как и многие футуристы, Фортунато Деперо занимался и дизайном, и живописью, и иллюстрацией, и литературным творчеством. За свою долгую и плодотворную карьеру он выпустил несколько книг, а его работы экспонировались на множестве выставок. Однако в этой статье мы не будем подробно останавливаться на достижениях Деперо в области живописи и литературы, а расскажем о нем как об иллюстраторе и дизайнере.

Фортунато Деперо родился в 1892 году в Фондо (Тренто) — регионе, в то время находившемся под властью Австрии. Спустя несколько лет после его рождения семья Деперо перебралась в Роверенто. В 1908 году Деперо попытался поступить в Академию искусств в Вене, но безуспешно. Он вернулся в Роверенто, где в 1911 году дважды выставлял свои работы. В 1913 году Фортунато отправился во Флоренцию, где заинтересовался футуризмом. Годом позднее в Риме он познакомился с Филиппо Томмасо Маринетти и Джакомо Балла, известным художником­футуристом, что способствовало его вовлечению в ряды итальянских футуристов.

В 1915 году Деперо совместно с Джакомо Балла опубликовал манифест «О футуристической реконструкции вселенной», содержавший фотографии их совместных работ, так называемых пластических комплексов — причудливых, абстрактных пластиковых конструкций. Этот манифест стал важной вехой на пути развития футуризма в коммерческой иллюстрации и графическом дизайне — именно в этом издании пропагандировалось распространение футуризма на все области искусства, и не в последнюю очередь — на графический дизайн.

В мае следующего года Деперо добровольно вступил в ряды итальянской армии, несмотря на то, что его не хотели брать в солдаты по состоянию здоровья. Однако вскоре Деперо все же был вынужден вернуться в Рим и продолжить свою творческую карьеру.

В 1916 году Деперо познакомился с Сергеем Дягилевым. Начался новый период его творчества — он приступил к разработке сценических декораций и дизайна костюмов для театра. Параллельно с этим Деперо продолжал создавать футуристические картины — целый мир динамичного синтеза самых разных форм и цветов.

В 1919 году Деперо основал организацию «Casa d'Arte Futurista» в Роверенто и вместе со своей супругой начал заниматься, помимо живописи и литературы, созданием различных футуристических объектов — от мебели до драпировок. Тогда же Деперо начал работать в жанре графического дизайна, выполняя заказы клиентов и создавая плакаты, рекламные постеры и многое другое.

В последующие годы Деперо продолжал активно заниматься искусством, создавая футуристические работы. Он прославился у себя на родине и постоянно экспонировал свои работы на выставках по всей Италии. Не менее плодотворной была и литературная карьера Деперо в эти годы.

Что же касается графического дизайна, то в период с 1919­го по 1928 год Деперо активно работал в этом жанре. Он создал множество рекламных материалов для крупных фирм и компаний. Так, по заказу компании Campari Деперо создал более сотни проектов — газетных реклам, плакатов и многого другого.

В отличие от Маринетти, для графического стиля Деперо характерны яркие, насыщенные цвета. Его работы, выполненные в жанре графического дизайна, сложно перепутать с чьими­то другими. Четкие фигуры, точно выстроенная композиция, обилие цвета и крупная типографика — вот основные черты его рекламных работ. Деперо также часто использовал контрастные цветовые сочетания и тяжелые абстрактные формы. Если Маринетти в своих работах придерживался графического минимализма и стремился к хаотичности, то Деперо, наоборот, предпочитал крупные детали, яркие цветовые сочетания и четко выстроенные композиционные решения.

В 1928 году Деперо перебрался в Нью­Йорк. Там прошло несколько выставок его работ. Что же касается творческой деятельности Деперо в этот период, то в Нью­Йорке он занимался в основном созданием рекламы по заказам различных компаний, а также разработкой сценических декораций. В тот период Деперо также часто получал заказы от нью­йоркских издательств. Так, он создал множество обложек для таких популярных журналов, как «Vanity Fair», «Sparks», «The News Auto Atlas», «Vogue» и многие другие. В октябре 1930 года Деперо вернулся в Италию.

Возвратившись на родину, Деперо участвовал в выставке футуристов в Риме, опубликовал книгу о футуризме «Numero Unico Futurista Campari». В течение двух лет, начиная с 1931 года, Деперо сотрудничал со многими итальянскими газетами («La Sera», «Illustrazione Italiana», «Secolo Illustrato» и др.), публикуя в них свои работы. В 1932 году он принял участие в другом футуристическом проекте — сборнике работ художников, дизайнеров и литераторов.

В дальнейшем Деперо продолжал плодотворно работать, но занимался в основном живописью и литературой. Созданные же работы в области графического дизайна оставили значимый след в истории развития этого жанра.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства